Новые тенденции в развитии Ислама в современной России и некоторые неотложные задачи, вытекающие из них

Новые тенденции в развитии Ислама в современной России  и некоторые неотложные задачи, вытекающие из них

 

Доклад на Международном научном форуме ректора РИУ ЦДУМ России, Главного муфтия Уральского региона, председателя РДУМ Челябинской и Курганской областей Рината РАЕВА. Государство Марокко, город Рабат

 

 

Бисмиллаhир-Рахманир-Рахим!

   Хвала Аллаху – Всевышнему Творцу, Который сотворил!.. – сотворил человека наивысшим творением пред всеми мирами, наделил его Знанием и поклонением Себе!

   Наши приветствия и милость Всевышнего Создателя Его любимцу и Посланнику Мухаммаду, Его ближайшим сподвижникам, праведным рабам, обладателям источников мудрого знания, и всем, кто следует их путем ихсана до Судного дня!

Уважаемый господин Председатель доктор Абдулла Юсуф аль-Гунайм!

Досточтимые братья и сестры!

Благородное Собрание!

Дорогие коллеги!

   Разрешите мне от имени ваших братьев в истинной Вере – мусульман России – приветствовать всех вас, верящих в Единство Творца и признающих этот мир «житницей вечного бытия», собравшихся здесь, на благодатной земле гостеприимного Магриба, со всех концов Земли, наставляющих на истинный путь и ищущих Божьего Наставления, – собравшихся для обмена знаниями и накопленным опытом по такому жизненно важному для всех нас вопросу как «Институты и центры стратегических исследований исламского и арабского мира»!

   Ас-саляму валейкум ва рахматуллаhи та‘аля ва баракатуhу!

   Мир Вам, милость Всевышнего Аллаха и его благословения! Благодарная хвала Аллаху, который научил человека и наделил его Знанием для постижения Божественного мироустроения, способностью к восприятию высоких духовно-нравственных норм и принципов, что доводились непосредственно до людей через учителей-посланников Божьих, начиная от Адама, Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и завершая посланнической Миссией Мухаммада (Мир им Всем!) – Печати пророков и посланников божьих, ниспосланных всем мирам.

   Ислам – религия науки и рациональных знаний, образующих его жемчужное ядро. Как сказано в хадисе Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): «Знание является житницей религии Ислам и главной опорой Веры». Именно движимые чувствами искреннего братства, взаимной любви во имя Бога, прибыли мы на эту благословенную Конференцию из далекой России – из ее сибирских глубин. Наши предки булгары добровольно начали принимать Ислам еще от трех сподвижников Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), которых он направил 9 числа месяца Рамадан, 9 г. Хиджры на берега великой реки Волга – в страну Булгар. Спустя 300 лет, а именно в 309 г. Хиджры 12 мухаррама, Халиф аль-Муктадир, по просьбе нашего царя Алмасхана ибн Салкихана, направил в нее из столицы Халифата Багдада делегацию во главе с Сусан-ар-Расиби, секретарем которого был известнейший арабский историк Ахмад ибн Фадлан. Целый год они были в пути.

   После встречи с делегацией и обсуждения на всенародном Курултае 16 мухаррама 310 г. Хиджры (16 мая 922 г.) наши предки, по воле и милости Аллаhа, единодушно приняли Ислам в качестве государственной религии Булгар. И с того благословенного события наш Волжский регион стал тем центром, откуда российские мусульмане распространяли затем Ислам в государствах Восточной Европы – в Польше, Финляндии, Белоруссии, а также в Западных регионах России – на Урале, в Сибири, на Дальнем Вос-токе и даже в Японии. Государство Серебряных Булгар на реке Волга было не только первым в истории самым северным мусульманским государством, но и первым научно-образовательным стратегическим центром в развитии исламской цивилизации на стыке двух континентов – Европы и Азии, на стыке двух цивилизаций – Христианства и Ислама, став, подобно Марокко, широким связующим мостом между ними. На святой земле наших предков Булгар жили и трудились сподвижники Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Зубаир ибн Джагдаh, Абдурахман ибн Зубаир, Талха ибн Гусман, табигины, ученые и мыслители, которые сыграли выдающуюся роль в формировании и развитии многих других исламских центров науки и просвещения в этом огромном регионе.

   Наши предки булгары первыми приняли удар монголо-татарского нашествия в 1223 г. и нанесли сокрушительный удар Субадай-хану в Жигулевских горах. Но спустя 13 лет более чем 200 тысячное монголо-татарское войско под предводительством Батый-хана завоевало Булгары и двинулось дальше на Русь и Европу. «Правоверный приручает и приручается» – говорит Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует).

   Именно это замечательное качество мусульман помогло нашим предкам с Божьей помощью убедить Берке-хана – брата Батый-хана – принять Ислам и открыть для него одно из самых великих в истории государств – Золотую Орду, освободить тем самым из плена языческого невежества его многочисленные народы, дав им счастье уверовать в Единого Аллаха, у которого нет сотоварищей. Ислам же оказал свое великое благотворное влияние на все цивилизованное развитие Казанского, Астраханского, Крымского, Касимовского и Сибирского ханств. Благодаря Исламу во всем этом обширном регионе происходил бурный расцвет науки, культуры и искусств.

   По сей день сохраняется у нас бесценное духовное богатство, накопленное на протяжении столетий нашими предками. И одна из важнейших стратегических задач заключается в его освоении не только миллионами современных российских мусульман, но в ознакомлении с ним их зарубежных братьев, особенно – тех, которые живут в многонациональных и многоконфессиональных обществах и государствах. В первую очередь я имею в виду, конечно же, мусульман, проживающих в странах Запада, где им приходится непосредственно взаимодействовать с народами, принадлежащими по преимуществу Христианскому миру и цивилизации. И ознакомление с поучительным историческим опытом российских мусульман, веками живших бок о бок с народами этого мира, не просто желательно, но, без всякого преувеличения, объективно представляет собой нашу общую стратегическую задачу, причем неотложную, если помнить о всевозрастающей сложности проблем совместного бытия мусульман и немусульман в пределах Западного мира.

   Я подчеркнул бы особым образом мысль об общем для всех нас характере такой задачи. В одиночку ее никому из нас не решить. Нужны наши совместные усилия, наша научная и практическая кооперация. И мы готовы к ней, к нашей совместной плодотворной работе, если будет угодно Всевышнему Аллаху. Уместно напомнить еще раз, что историческое взаимодействие Ислама и Христианства в России было великим взаимодействием более сотни народов, которых свела судьба в рамках одного государства, в чем, несомненно, был промысел Божий, и об этом красноречиво свидетельствует тот очевидный факт, что мусульманско-христианское взаимодействие, несмотря на исторические потрясения, несмотря на бурные 90 е годы XX века после распада Советского Союза, выдержало испытание на прочность. И успех наш был обеспечен в первую очередь тем, что нам оставили в наследство наши предки, по воле Всевышнего нашедшие «золотой стержень» взаимного уважения народов разных религий и культур, установления между ними мира и согласия…

   Все попытки посеять рознь и вражду между конфессиями в России терпели в конечном счете и будут терпеть неудачу. Тем более бесперспективны надежды недругов как Ислама, так и Христианства на то, что российские мусульмане рано или поздно перестанут мириться с якобы подавляющим превосходством русских. Да, титульным этносом России всегда считались и считаются русские. Но взглянем на историю этой великой страны и ее многочисленных народов. Уже императрица Екатерина II в XVIII веке признала право Ислама быть государственной религией, наряду с Православием: она инициировала создание Мусульманского Духовного Собрания как Органа самоуправления мусульман России и одновременно Представительства мусульман в государственном управлении всей Российской империей. С тех судьбоносных времен в России активно создавались и успешно действовали образовательные учреждения Ислама, развивалась новаторская педагогика на базе мусульманского вероучения.

   В начале XX века развитие новых методов в исламской педагогике стало мощным стимулом дальнейшего роста образования и расцвета культуры мусульманских народов России. Именно тогда были открыты новометодные медресе «Галия», Усмания в г.Уфа, Мухаммадия в г.Казань, ставшие авторитетными центрами обновленного по форме мусульманского образования, не потерявшего, однако, своих животворных идейно-мировоззренческих религиозных корней. Были изданы книги «Исламская философия» (Зия Камали), «Фальсафатуль – Акыда», «Фальсафатуль – Гыйбадат» и многие др. Большинство из этих в высшей степени полезных и поучительных источников все еще ждут своих исследователей, чтобы быть возвращенными благодарному мусульманскому, да и немусульманскому читателю. Вот она – еще одна из граней той общей для всех нас стратегической задачи, которую мы сможем решить лишь на основе нашей широкой научной и практической кооперации, о которой я говорил выше. Одним нам, честно признаться, не справиться, и вот почему…

   Сравните: до 1917 года в России было построено 7,5 тыс. мечетей, после него вплоть до 1930 года еще 7 тыс. итого 14500 мечетей. Но с середины 30-х годов на долю российских мусульман выпали беспримерные по своей суровости испытания, тяжесть которых невозможно по настоящему представить тем, кто не жил в условиях беспощадной диктатуры коммунистической, измышленной человеком моноидеологии, которая пыталась заменить собой религию, ниспосланную людям Великим Творцом всего сущего. Началось беспримерное гонение светского государства в отношении религии, были порушены мечети, церкви, синагоги, репрессированы имамы, священнослужители. Но оказалось, что коммунистический строй – это тоже было испытанием от Всевышнего.

   Такое положение сохранялось вплоть до конца 80-х годов, когда началась так называемая перестройка, была ликвидирована монополия коммунистической партии на власть, и государство сняло запреты на свободу совести. По воле Всевышнего, это знаменовало собой начало нового этапа развития Ислама в России, этапа его пробуждения и возвращения к людям. В 1989 г. было открыто двухгодичное медресе по подготовке имамов. В 1996 г. оно преобразовалось в Исламский институт, а с 2003 г. – в Российский Исламский Университет при ЦДУМ России. Параллельно были открыты и 8 его филиалов в Октябрьске, Оренбурге и др. городах.

   За 20 лет напряженного новаторского труда было выпущено более 1000 выпускников, которые служат сегодня в самых различных регионах не только РФ, но и СНГ, проповедуют традиционный Ислам на основе Корана и Сунны по мазхабу Абу-Ханифы, ведут большую и успешную работу против распространения экстремизма и радикализма, о чем свидетельствует тот факт, что наш обширный регион Поволжья, Урала и Сибири – хвала Всевышнему! – не мелькает в сводках информационных агентств о терактах на территории России.

   В настоящее время Российский Исламский Университет в Уфе совместно с исламскими высшими учебными заведениями Москвы, Казани, Грозного, Нальчика, Махачкалы, а также целым рядом светских учебных заведений России создали консорциум ВУЗов-партнеров и сообща трудятся на пути возрождения системы мусульманского образования. Уже сегодня РИУ г.Уфы обеспечивает себя кадрами собственных преподавателей. Но мы не хотели бы останавливаться на достигнутом. Квалификация наших имамов и преподавателей все еще оставляет желать лучшего, в особенности в практике арабского языка и изучения на его основе первоисточников мусульманского права и догматики (Усулю-д-дин). А кроме того нам надо выходить на новый уровень богословской подготовки и выпускать из наших учебных заведений имамов и хазратов высочайшей подготовки не только в области шариатских наук, но и светских, способных работать в любой точке планеты, соответствуя современным представлениям и требованиям общества. В этом мы, естественно, ищем помощи и поддержки в Центрах мусульманской цивилизации, сохраняющих свою историческую славу и опыт столетий. Известно, в частности, что во все времена ученые Магриба стремились передавать свои знания единоверцам в Африке, Азии и Европе, добираясь до них и на лошадях, на верблюдах, и даже пешком. Помня это, согласно вере и совести, нам необходимо найти и обновить те пути познания и превратить их в надежный мост между прошлым и будущим.

   Ради сохранения чистоты нашей веры мы хотим взаимного сотрудничества, глубоко сознавая, что создания действенной системы исламских центров образования и науки, отвечающих духу времени, можно добиться только сообща, в кооперации и партнерстве международного масштаба. В процессе обучения Исламу ничто не будет играть столь позитивной роли, ничто не будет пробуждать эрудицию студентов так, как международной сотрудничество и получение знаний от специалистов разных стран и народов. Поэтому мы ищем поддержки у Вас. В частности мы хотели бы направлять своих студентов на стажировку и языковую и общеобразовательную практику в Марокко, принимать одновременно у себя ваших преподавателей со специальными курсами лекций, а также в качестве непременных участников наших научных конференций, семинаров, встреч и круглых столов. Ведь не в Китай же направлять нам наших студентов и стажеров, хотя Посланник Аллаха и говорил: «Хотя бы и в Китай», но пока еще хикмы предостаточно и в арабском, и в мусульманском мире в целом. Нужна только практика ее применения.

   В марте текущего года открываются регулярные рейсы из России в Марокко, для въезда в которое россиянам визы, между прочим, не нужны. И это тоже можно рассматривать как еще одно Божье знамение для нас: ведь серьезно облегчается для обеих сторон партнерство, и ради Аллаха мы должны воспользоваться ниспосылаемым Им этим благом и многими другими. Так, я счастлив сообщить нашему уважаемому Собранию, что Президент Башкортостана Р.З.Хамитов выделил недавно 7 га земли в самом центре столицы Башкортостана г.Уфе для строительства комплекса «Академии исламских наук ЦДУМ России», который будет завершен, инша-Аллах, в течении трех лет и станет крупнейшим институтом и центром стратегических исследований России, надежным оплотом традиционного Ислама в нашей стране и, надеемся, партнером сходных институтов и центров в арабском и исламском мире! Учить опыту поколений, Исламу – завещал нам наш Пророк Мухаммад, говоривший – «Берите знания от колыбели до могилы», и называвший передачу знаний абсолютно обязательным фарзом мусульман. Эту истину исповедуют наши соотечественники со времен великих Булгар, и мусульмане России прилагают огромные усилия для возрождения центров исламской цивилизации. В продолжении последних более чем двух столетий этим занимались виднейшие мусульманские деятели нашего Российского Отечества, в первую очередь – наши муфтии, стоявшие во главе Духовного Управления мусульман России.

   Двенадцатым руководителем ЦДУМ нашей страны уже 30 лет является Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджудин, избранный мусульманами на этот высокий пост 19 июня 1980 года. Он получил свое первоначальное образование у виднейшего богослова и проповедника Шейха Ахмад Заки хазрат аль-Алиший, затем окончил всемирно известное медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре и «Аль-Азхар аш-Шариф» в Египте. Он неоднократно бывал в вашей замечательной стране, участвовал в высоких «Хасанийских чтениях», Первой встрече имамов и проповедников «пятницы», и часто с большой сердечной любовью рассказывает во время своих проповедей о Марокко и марокканцах, их образцовой приверженности Исламу, об их добром и жизнерадостном нраве. Он очень любит всех вас, вашу страну и просил меня передать всем вам, участникам нашего высокого научного Форума, проводимого «Институтом и центром стратегических исследований исламского и арабского мира» под эгидой ИСЕСКО, гостеприимному народу дружественного Королевства Марокко, возглавляемому потомком Завершителя Миссии всех посланников и пророков Повелителем правоверных, Его Величеством Королем Мухаммадом VI, да хранит его Аллах и направляет, самые сердечные приветствия, пожелания успехов в деле служения Исламу и мусульманам.

   Позвольте и мне на этой высокой ноте наших душевных отношений выразить вам свое величайшее почтение, уважение и надежду на сотрудничество и пожелать вам мира, добра и милости Всевышнего Аллаха!

Благодарю за ваше внимание и доброжелательность!

Ас-саляму валейкум ва рахматуллаhи ва баракатуhу!

Ректор РИУ ЦДУМ России, Главный муфтий Уральского региона, Председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей Ринат РАЕВ

Яндекс.Метрика