Таваккуль

   Таваккуль – это упование на Милость Аллаха, когда человек, предпринимая все усилия для достижения определенной цели, тем не менее, в получении результата надеется лишь на одного Аллаха, уповает лишь на Него, а если не достигает ожидаемого, то не терзается, а проявляет покорность судьбе и говорит: «Возможно, для меня это даже лучше». Ведь только Аллах Всевышний – Всезнающий, Всеслышащий, Всевидящий.

   Таваккуль связан с Предопределением Всевышнего. Сказано в Священном Коране:

«Но бывает так, что ненавистно вам то, что благо для вас, а что желанно вам, то зло для вас. Ведает Всевышний, а вы не ведаете».

(сура «Аль-Бакара»; 216)

   Упование на Милость Аллаха - это и великое достоинство, и облегчение для человека. Всевышний во многих аятах Священного Корана повелевает Своим рабам уповать лишь на Него:

«…а решившись на (что-либо), уповай на Милость Аллаха».

(сура «Аль-Имран;159)

«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов».

(сура «Аль-Фуркан»;58)

«И кто станет уповать на Милость Аллаха, тому будет Его достаточно».

(сура «Ат-Талак»;3)

«Уповай на Милость Аллаха, и довольно того, что Он является Попечителем и Хранителем!»

(сура «Аль-Ахзаб»;3)

   И так далее. Таваккуль основывается только на искренней Вере в Единого Аллаха, те есть на Таухиде – Единобожии. Невозможно полагаться только на Всевышнего, если в сердце есть место другим «заступникам» и «помощникам». Такое упование будет очень слабым и неправильным. Всевышним подчеркнуто особо:

«На Милость Аллаха пусть уповают верующие!»

(сура «Ибрахим»;11)

«И на Милость Аллаха полагайтесь, если вы верующие».

(сура «Аль-Маида»;23)

   В этих аятах Корана Аллах Всевышний сделал упование одним из условий Веры. Действительно, невозможно верить и не полагаться на того, в кого веришь, и наоборот. Вера в Аллаха, Его Имена и Атрибуты, Его Могущество и Предопределение делает упование сильным и искренним. Исламскими учеными сказано: «Упование на Милость Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его Воле и Предопределению. Это удовлетворение своей судьбой».

   В истории пророков много примеров искреннего упования на Всевышнего. Так, когда пророка Ибрахима (мир ему) бросили в огонь, то его последними словами перед этим были: «Достаточно мне Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!» Когда пророк Ибрахим (мир ему) привел свою супругу Хаджар (да будут доволен ею Аллах) с маленьким сыном Исмаилом(мир ему) в безлюдную пустыню, оставив их там, Хаджар спросила: «Аллах приказал тебе оставить нас здесь?» Ибрахим (мир ему) ответил: «Да». И тогдаХаджар сказала: «В таком случае Аллах не оставит нас без Своей милости». Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со своим другом и единомышленником Абу-Бакром (да будет доволен им Аллах), спасаясь от козней многобожников, которые решили убить Пророка, бежал из Мекки в Медину. По пути, скрываясь от преследователей, они спрятались в пещере. Один из хадисов так передает рассказ Абу-Бакра об этом: «Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О, Посланник Аллаха, если кто-нибудь посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ мне Пророк сказал: « А что думаешь ты, о Абу-Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?»

   Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто говорил: «О, Аллах, Тебе я предался, в Тебя я верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь… О, Аллах, прибегаю к Славе Твоей- нет бога, кроме Тебя, - (с мольбой)чтобы не ввел Ты меня в заблуждение. Ты – Живой, Который не умрет, а джинны и люди смертны». «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом,- сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует),- то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными». В одном из хадисов говорится о семидесяти тысячах людей, которые не просили заговорить их (то есть вылечить заклинаниями), не верили в приметы и предзнаменования, а всегда уповали только на Своего Господа. Именно они, по словам Пророка, войдут в Рай без Отчета.

   Верующий человек, выходя из дома, должен сказать: «С именем Аллаха, уповаю на Милость Аллаха, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха». Такой человек будет защищен от шайтана и ведом прямым путем. А ложась спать, нужно совершить такое же омовение, как перед намазом (то есть совершить тахарат), лечь на правый бок и сказать: «О, Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим,и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».

   Однако таваккуль не означает бездействие человека. Человек должен сделать все необходимое для дела, приложить усилия, а затем полагаться на Всевышнего. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сначала привяжи своего верблюда,а затем уповай на Милость Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему), самый уповающий на Всевышнего человек, при битве Ухуд надел две кольчуги, во время Хиджры (переселении из Мекки в Медину в 622 году) нанял проводника, а если выходил в поход, то, кроме необходимого провианта, брал еще дополнительный. То есть, таваккуль следует делать только после того, как человеком предприняты все необходимые действия.

   Стремление зарабатывать себе на жизнь является одним из видов поклонения Всевышнему. Сказано в Коране:

«Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища милости Аллаха».

(сура «Аль-Джумга»;10)

   Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Пусть никто из вас не оставляет поисков ризка (пропитания), говоря: «О, Аллах, дай мне ризк». Ведь вы знаете, что с небес не сыплется ни золото, ни серебро».  

   Таваккуль - часть Веры, часть поклонения Всевышнему. Только полное и искренне упование на Милость Аллаха всегда и во всем делает человека поистине верующим.

«Верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, у которых увеличивается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на Своего Господа…»

(сура «Аль-Анфаль»;2)

Яндекс.Метрика