Ас-Сафа и Аль-Марва - обрядовые знамения Аллаха
Хадж – (паломничество) предписан Всевышним Аллахом всем верующим как обязательное действие (фарз) один раз в жизни, если у мусульманина на это есть средства и возможность.
Сказано в Священном Коране:
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь».
(сура «Аль-Имран»;97)
Обряды хаджа восходят к пророку Ибрахиму (мир ему) и повторяют действия, которые он совершал по велению Аллаха. Одним из обрядов паломничества является ритуальный бег (сай) между холмами Сафа и Марва.
Сафа и Марва – это два небольших холма, расположенные в центре Мекки, в непосредственной близости от Каабы. Ритуальный бег (сай) между этими холмами выполняется в память о матери пророка Исмаила (мир ему) Хаджар (пусть будет доволен ею Аллах). Пророк Ибрахим (мир ему) по велению Всевышнего отвез свою жену Хаджар и малолетнего сына Исмаила в безлюдную пустыню, в район будущей Мекки. Хаджар со смирением приняла свою судьбу, так как это было решением Аллаха. Уповая на Его Милость и Защиту, Хаджар с младенцем на руках осталась в пустыне. Когда финики и вода, которые ей оставил Ибрахим, закончились, Хаджар в поисках воды семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва, взывая к Аллаху. Не найдя воды, она вернулась к сыну и увидела бьющий возле него источник. Это был Зам-Зам. Всевышний внял мольбам Хаджар и одарил ее водой, которая будет самой благословенной до Судного Дня.
Всевышний Аллах назвал холмы Ас-Сафа и Аль-Марва знамениями Аллаха:
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершает греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий».
(сура «Аль-Бакара»;158)
Один из хадисов разъясняет это аят из Корана так: Однажды к Аише (да будет доволен ею Аллах) обратился ее племянник Урва: «Клянусь Аллахом, это можно понять так, что не будет греха и на том, кто не обойдет Сафу и Марву». Аиша ответила ему: «…В этом аяте имеются ввиду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, совершали хадж ради Манат(одна из божеств в доисламские времена) по прозвищу Владычица, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль, и при этом тот, кто вступал в состояние ихрама ради этого идола, считал греховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли Ислам, то спросили посланника Аллаха обэтом, сказав: «О, посланник Аллаха, поистине мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы, как греха», и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Поистине, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха».
Аиша (да будет доволен ею Аллах) также сказала: «Бегу сай между ними положил начало посланник Аллаха, и никто не должен отказываться от этого».(Бухари) Обряд сай относится к ваджибам хаджа (необходимым действиям). Невыполнение его не нарушает паломничество, но тот, кто не исполнил сай, несет наказание.
Обряд бега между Сафой и Марвой совершается после тавафа-сунны (обход Каабы), двухракаатного намаза возле Макама Ибрахим и испития воды из источника «Зам-Зам». Сай начинается у холма Сафа и заканчивается у холма Марва, поскольку именно в такой последовательности они упомянуты в Коране. Между холмами нужно пробежать семь раз. Если паломник не помнит, сколько раз он пробежал, то нужно исходить из меньшего числа. Движение между холмами предполагает легкий бег. Женщины совершают сай в обычном темпе.
В случае инвалидности разрешается пользоваться инвалидной коляской. Во время обряда сай каждый паломник взывает о том, что ему важно, славит Аллаха, говорит: «Ля иляха илля Ллах» (Нет божества кроме Аллаха), «Аллаху акбар!» (Аллах велик»). Обряд сай (семикратный бег между холмами Ас-Сафа и Аль-Марва) олицетворяет мудрость обращения к Аллаху Всевышнему с мольбой в состоянии смирения, как это сделала Хаджар (пусть будет доволен ею Аллах).